2 февраля 1993 г. в Санкт-Петербурге состоялся второй шведско-российский семинар по отделке судовых помещений. В тот же день была открыта выставка по той же тематике. Первый совместный семинар состоялся 23 сентября 1992 г.
Открыл семинар вице-президент внешнеторговой фирмы «Судоинформ» С. А. Рудас (ЦНИИ «Румб»), представивший участников встречи. Затем выступил президент компании «ИМАК Свиден» Инеем ар Энгберг. Он выразил удовлетворение ходом развития взаимных контактов и интересом, проявляемым специалистами судостроительных предприятий к разработкам шведских фирм. В этот раз компания привезла с собой подробные информационные материалы, образцы отделки судовых помещений фирм «Исоламин» и «Момек», включая макет модуля судовой каюты. Рекламируемые материалы имеют сертификаты классификационных обществ.
Далее президент фирмы «Момек» Кристер Ланц рассказал о конструкции поставляемых судовых дверей. Они изготовляются с покрытием из различных материалов, в том числе и из полированной нержавеющей стали. В зависимости от требований заказчика двери поставляются с набором комплектующих деталей. Оживление участников семинара вызвали его слова: «Говорить о дверях можно бесконечно».
Главный инженер ЦНИИ «Лот» Ю. А. Копытов рассказал об использовании модульно-агрегатной технологии в отечественном судостроении. Он отметил, что к середине 80-х годов были достигнуты значительные успехи в этой области. Главная идея заключалась в том, чтобы суда не строить, а собирать на стапеле из предварительно изготовленных сборочно-монтажных единиц (ОМЕ) различной степени сложности и насыщения. Такие единицы могут включать в себя как корпусные конструкции, так и механизмы, трубопроводы, кабели и приборы.
Модульно-агрегатная технология сокращает стапельный период и общую продолжительность постройки судна за счет параллельного изготовления составных частей, повышает их качество, поскольку изготовление и испытание СМЕ осуществляется в более комфортных цеховых условиях.
Модульные принципы широко применяются в обстройке судовых помещений. Наибольшее распространение получила модульная каркасная система М100 (однорядная и двухрядная). Эта система реализована на большинстве построенных в нашей стране судов и заложена в проекты практически всех строящихся судов.
Формирование кают производится путем соединения каркасных профилей и панелей композитной конструкции, состоящих из стальной оболочки прямоугольной коробчатой формы, облицованной с одной стороны декоративным пластиком, и теплозвукоизоляционной плиты.
Эта система допускает формирование кают как на борту судна, так и предварительное их изготовление в цеховых условиях с полным насыщением мебелью и оборудованием. Однако монтаж на судне готовых кают имеет и определенные недостатки — в ряде случаев оказывается затруднительным перемещение крупных модулей и требуются большие технологические вырезы в корпусных конструкциях. Кроме того, из-за возникающих транспортных проблем, применение готовых модулей выгодно, как правило, в тех случаях, когда сборочное производство кают находится на том же заводе, на котором строится судно.
Преимущества модульно-агрегатной технологии могут быть сохранены благодаря разработанной и апробированной ЦНИИ «Лот» архитектурно-конструктивной системе формирования, отделки и оборудования судовых кают из модульно-монтажных узлов (ММУ). К сожалению, в настоящее время использование этой системы затруднено. Все основные компоненты системы: металлопласт, профили, судовая мебель производятся, как правило, предприятиями вновь образованных государств, преимущественно на Украине. В связи с возникшими из-за этого трудностями получения материалов и изделий в России разработана крупная комплексная программа, предусматривающая проведение необходимых мероприятий. Сформирована рабочая группа специалистов из ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций России. В конце 1993 — начале 1994 гг. будет освоено изготовление основных компонентов для производства отделочных материалов и оборудования. Уже к концу этого года должна быть осуществлена поставка высококачественного металлопласта. Ускоренными темпами ведется разработка новых негорючих материалов.
Начальник архитектурно-конструкторского бюро ЦНИИ «Лот» В. Н. Ситкин выступил с докладом «Модульно-монтажные узлы судовых кают». Он информировал, что в 1989 г. была разработана и в опытном порядке внедрена архитектурно-конструктивная система формирования, отделки и оборудования судовых кают на основе применения модульно-монтажных узлов (ММУ). Система построена на принципах модульной размерной координации М100 и обладает преимуществами перед существующими модульными и блок-модульными системами: компактность, уменьшение массы, мобильность транспортировки, быстрота формирования кают благодаря установке сборных переборочных элементов с мебелью и оборудованием. Две опытно-штатные каюты были изготовлены на заводе имени 61 коммунара и установлены на транспортном рефрижераторе «Капитан Пряха».
Система разработана в виде альбомов типовых проектов; на отдельные типоразмеры разработана конструкторская, и технологическая документация. Архитектурно-конструкторское бюро ЦНИИ «Лот» по заказам ЦКБ-проектантов выполняет привязку кают применительно к условиям проектируемых судов. Эта система формирования кают уже внедрена в конструкторскую документацию ряда проектов судов. В отличие от системы «Исоламин» она является каркасно-панельной и мебельной (шведская система — бескаркасная, мебель поставляется отдельно).
В настоящее время проводятся работы по организации на базе промышленности России специализированного производства по выпуску готовых модульных кают в количестве, удовлетворяющем потребность судостроительных заводов Северо-западного региона. При этом будет достигнуто высокое качество и современный технический уровень отделки судовых кают, а также стабильность поставки.
После оживленной дискуссии участники семинара ознакомились с экспозицией выставки «Отделка судовых помещений». Шведские специалисты ответили на многочисленные вопросы, рассказали о тонкостях сборки, демонстрировали резку конструкций ручным электроинструментом.
Эта встреча руководителей и специалистов шведских фирм «ИМАК Свиден» и «Момек» с представителями более двадцати судостроительных предприятий России и организаций отечественного морского флота отличалась деловым настроем и принесла несомненную пользу обеим сторонам.