Facebook Twitter
пятница, 8 апреля 2016

Интервью


Светлана Кузнецова

Под результатом мы понимаем реализацию проекта строительства в максимально короткий срок, с надлежащим качеством.


Заместитель генерального директора Фонда «РЖС» С.А.Кузнецова о разработке проекта дорожной карты по улучшению инвестиционного климата в сфере строительства на ТК «Эксперт-ТВ», 04.05.2012


Обновите Flash Player

Get Adobe Flash player


И: – Вы смотрите «Эксперт ТВ». Мы продолжаем выпуск. Уже через год строительство в России должно вестись по новым правилам. Накануне Владимир Путин на заседании наблюдательного совета АСИ отметил, что существующий порядок не позволяет динамично развиваться этому сектору экономики, нужно его оптимизировать. Агентство представило премьеру дорожную карту по улучшению инвестиционного климата в этой сфере. К разработке этой карты был привлечен и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Сегодня у нас в гостях заместитель генерального директора Фонда «РЖС» Светлана Кузнецова. Узнаем, как именно и насколько власти собираются упростить жизнь бизнесу в строительной сфере. Светлана, здравствуйте.

Р: – Добрый день.


И: – Давайте, прежде всего, обсудим результаты рассмотрения дорожной карты вчера на наблюдательном совете.

Р: – Результаты, насколько нам известно, положительные. Дорожная карта по инвестиционному климату в строительстве – это одна из четырех дорожных карт, которые вчера рассматривались. Она заслужила положительную оценку как экспертов, так и председателя наблюдательного совета, что, конечно, является показателем проработанности вопросов и показателем того, что эти шаги являются действительно теми шагами, которые необходимо предпринять для тех улучшений в сфере строительства, которые прогнозируются инициаторами.


И: – Что будет дальше? Когда начнется реализация этой дорожной карты, воплощение всех этих светлых начинаний в жизнь?

Р: – По разным шагам сроки разные: от максимально приближенных к настоящему моменту – до 2013-2014-го, а то и 2015 годов, где применение определенных форм и механизмов связано с введением либо отдельных норм закона, либо подзаконных актов, что, конечно, требует времени.


И: – Фонд «РЖС», который вы у нас сегодня представляете, принимал непосредственное участие в разработке дорожной карты по улучшению инвестклимата в строительстве. В чем заключались ваши предложения и вообще какие основные параметры содержатся в этой дорожной карте?

Р: – Фонд был привлечен к разработке. Мы благодарны и руководителю рабочей группы, и АСИ, и экспертам, которые прислушались к нашему мнению. Предложение Фонда «РЖС» касалось вопросов комплексного освоения территорий и установления некоего стандарта взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления.


И: – Федерального стандарта?

Р: – Федерального стандарта, да. По нашему мнению, при необходимости мы будем рассматривать Градостроительный кодекс как акт, куда надо вносить изменения. Также это будет акт Правительства РФ, который будет четко регулировать все те нормы, которые будут заложены в Градостроительном кодексе.


И: – Давайте перейдем в практическую плоскость. Что конкретно дает федеральный стандарт в сфере строительства?

Р: – Он дает, собственно, реализацию того проектного подхода, который есть сейчас в Фонде «РЖС». То есть это некий стандарт взаимодействия на основе проектного подхода между всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сейчас многие вещи в сфере строительства урегулированы, урегулированы хорошо, но между собой некоторые акты не имеют прочной связи. И на практике каждый применяет это исключительно в узких рамках своих компетенций либо вне связи с теми целями по строительству, которые преследует и ФЦП «Жилище», и конкретный застройщик.


И: – То есть проблема в чрезмерной урегулированности этой сферы, правильно?

Р: – Проблема, скорее, в не совсем четком совпадении всех нормативно-правовых актов именно в части достижения результата. Под результатом мы понимаем реализацию проекта строительства в максимально короткий срок, с надлежащим качеством. При этом должны быть соблюдены все требования к безопасности и технологии строительства.


И: – А со строительства в какой сфере планируется начать внедрять эту дорожную карту? Где перемены будут ощущаться в первую очередь?

Р: – Планируется во всех отраслях: и жилищное, и промышленное строительство, и иные виды строительства будут затронуты. Применительно к промышленному строительству планируется инновация по отмене разрешения на строительство. Начинать планируется именно со сферы промышленности (за пределами населенных пунктов).


И: – То есть будет уведомительный порядок?

Р: – Да, будет уведомительный порядок. При том, что естественно сохранится необходимость разработки проектной документации, необходимость экспертизы этой проектной документации на основе данных по земельному участку, и на основе права обладания этим самым земельным участком.


И: – Сколько сейчас времени, исходя из практики и опыта работы Фонда «РЖС», занимает у строительной компании согласование всех документов перед началом строительства? Просто я видела статистику, что чуть ли не три четверти всего времени уходит именно на согласование, а четверть – уже непосредственно на само строительство. Действительно такая печальная статистика?

Р: – Статистика разная. Есть факты и печальные, и обнадеживающие. Применительно к площадкам Фонда я могу сказать, что от момента приобретения прав на земельный участок до выхода на строительную площадку (это при комплексном освоении территории, что является приоритетом для Фонда «РЖС») проходит 11 месяцев. Это время включает в себя разработку проекта планировки, утверждение этого проекта органами местного самоуправления, проектирование, прохождение государственной экспертизы проектной документации и получение самого разрешения на строительство. Строго говоря, сама процедура получения разрешения на строительство урегулирована Градостроительным кодексом и составляет всего 10 дней с даты подачи всех необходимых документов для получения этого разрешения.


И: – А сколько времени уходит на то, чтобы собрать все эти необходимые документы!

Р: – Да, совершенно верно. Есть здесь вопросы. Применительно к площадкам Фонда «РЖС» ответ такой – это 11 месяцев с учетом разработки проекта планировки территории. Если мы говорим о точечной застройке, там меньший срок требуется для получения разрешения на строительство. Мы считаем, что это срок достаточно хороший.


И: Скажите, площадки Фонда «РЖС» – это какой примерно объем всего жилищного строительства в стране?

Р: – На сегодняшний день введено более полумиллиона квадратных метров на земельных участках, предоставленных на аукционах Фондом, начиная с середины 2009 года. Сейчас в процессе проектирования и строительства находится более десяти миллионов квадратных метров. Это достаточно весомая, на наш взгляд, цифра, постольку, поскольку мы, конечно, стремимся к увеличению доли на земельных участках Фонда. Но мы понимаем, что ориентиры, которые заложены в федеральной целевой программе «Жилище», конечно же, связаны не только с деятельностью Фонда «РЖС». Они связаны с деятельностью органов региональной и муниципальной властей, на чьих земельных участках должно вестись в первую очередь именно жилищное строительство.


И: Ну, возвращаясь к дорожной карте, о которой мы сегодня с вами беседуем. Вот у меня есть данные о том, что сейчас для начала стройки необходимо получить около двухсот согласований и пройти 51 административную процедуру. Планируется, что к следующему году количество административных процедур сократят до пятнадцати. Вот как это возможно, и от каких процедур планируется отказаться?

Р: – Сейчас прорабатываются эти процедуры с точки зрения их необходимости и достаточности. Можно сказать, что в соответствии с Градостроительным кодексом можно выделить определенный набор процедур. Их, конечно, не пятнадцать, а больше. Но, тем не менее, по мнению разработчиков и по мнению правоприменителей, во многом они действительно являются необходимыми. Сейчас ведется работа по определению их количества. При этом мы должны понимать: то, что определено федеральным законодательством – это количество процедур, которое впоследствии может быть увеличено на уровне органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, потому что для прохождения определенных процедур внутри требуется пройти еще определенные процедуры.


И: То есть на практике количество процедур снизится или нет?

Р: – На практике количество процедур снизится при том, что все будут ориентированы на результат. Стандарт, который предлагает Фонд «РЖС» – это предложение увязать все полномочия разных уровней, определить, по сути, необходимые достаточные процедуры для того, чтобы проект реализовывался в определенное количество времени. Это критично…


И: А насколько это все позволит сократить сроки строительства?

Р: – Позволит. Если это четко взаимоувязанные процедуры и взаимоувязанные полномочия, то мы можем выходить на площадку раньше, чем в среднем по стране, что доказывает опыт Фонда «РЖС». Мы можем раньше заканчивать реализацию проекта, соблюдая все необходимые технологии строительства, даже при том, что процедуры, которые органы субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления считают необходимыми, тоже выполняются. Применительно к земельным участкам Фонда «РЖС» сейчас это, собственно, результат, которого мы достигаем по вводу первой очереди. С учетом всех тех прохождений, о которых я говорила, при выходе на строительную площадку он составляет 2,7 года против 5,2 по стране.


И: Если мы говорим сейчас не о деятельности Фонда «РЖС», а в целом о строительном рынке по стране – ведь на него тоже будет распространяться, насколько я понимаю, дорожная карта?

Р: – Правильно. Я просто на примере Фонда хочу показать, что это возможно, и даже возможно в условиях существующей практики. Оптимизировав взаимодействия между всеми участниками инвестиционно-строительного процесса, то есть, увязав их деятельность на начале, на этапе планирования. Другими словами, когда мы говорим о том, что на земельном участке необходимо построить жилой дом, понятно, что к этому земельному участку необходимо подвести инженерную инфраструктуру. Очевидно, что если есть это требование, то организация коммунального комплекса или субъект естественной монополии, в чью инвестиционную программу должно войти создание такого объекта, должен заблаговременно в свою программу это включить. Тогда мы получим синхронизацию – тогда, когда жилой дом как коробка будет завершен, к нему, возможно, будет и сеть, и его возможно будет подключить к мощностям, которые есть. То есть это значительно экономит время.


И: А сэкономит ли это деньги? Ведь очень большая проблема сейчас в строительном секторе, опять же говорю, в целом по сектору в стране – это очень большая коррупционная составляющая в рамках получения всех этих согласований и так далее. Эту проблему поможет дорожная карта решить каким-то образом или нет?

Р: – Я считаю, что да, и деньги экономятся тогда, когда очевидность и прозрачность процедур определена. Вот тогда это понятно. То есть, если мы говорим, например, о стандартизации взаимодействия, это прозрачно, это вывешивается на сайты, это в информационных ресурсах есть. Понятно, какие процедуры, в какой срок происходят, кто ответственен за выполнение этих процедур. Соответственно, очевидно, что вот эта прозрачность дает возможность и проведения общественного контроля и каких-то других механизмов. И, соответственно, снижает ту самую коррупционную составляющую, о которой вы говорите. Поскольку заблаговременные и правильные подходы к решению задачи (я имею в виду, внутри компетенций), собственно, и не дают возможности говорить о том, что за что-то надо платить дополнительно. Потому что, как правило, к сожалению, коррупционную составляющую формирует не только сторона получающая, а еще и сторона предлагающая.


И: Ну, в основном, да, она-то ее и формирует, во всяком случае, мне кажется, в нашей стране. Ну, что же, спасибо вам большое. Я напоминаю, что дорожную карту АСИ и повышение инвестиционного климата в строительстве мы обсудили с заместителем генерального директора Фонда «РЖС Светланой Кузнецовой».


Возврат к списку